Стройбот

Как эффективно контролировать строительный проект

Директор Стройбот Карионов М.В.
Карионов Максим
Директор компании Стройбот
Контроль строительных проектов
Прежде всего необходимо оговорить, что понимается под строительным контролем в рамках данной статьи. Безусловно весь комплекс мер по контролю деятельности подрядчиков включает в себя множество мероприятий, включая технический надзор, операционный контроль и другие мероприятия, предусмотренные нормативными документами в строительстве. Здесь же мы сделаем акцент на контроль с точки зрения управления проектами, а именно понимание прогресса выполнения работ по проекту и производительности, с которой работает подрядчик, наличие и использование ресурсов подрядчиков, а также понимание ключевых событий, которые могут влиять на ход выполнения проекта.

Контроль строительных проектов
1. Время – запаздывание критичной информации, необходимой для понимания текущей ситуации на площадке. Организация процесса контроля, использование существующих инструментов часто не позволяют своевременно оценить негативные факторы, влияющие на проект.

2. Трудоёмкость – сбор и обработка информации, необходимой для контроля проектов, зачастую довольно неудобный и долгий процесс. Это касается мастеров, которые вынуждены вместо выполнения прямых обязанностей на строительной площадке тратить значительное время в бытовках у компьютеров на формирование необходимых отчетов, ведение журналов, формирование запросов и т.д., иногда делая все это в бумажном виде. Не особо лучше ситуация в проектном офисе и службах строительных компаний. Поступление и рассылка разрозненной, неструктурированной, несвоевременной информации требует тщательной проверки, обработки и повторный ручной ввод в существующие учетные системы, а также постоянных уточнений в «ручном» режиме. При этом ситуация естественным образом усложняется по мере увеличения количества исполнителей работ и на финише проекта, когда потребность в понимании ситуации особенно критична. Этот рваный режим работы и неравномерность загрузки проектного офиса, ввиду отсутствия системы, ведет либо к необходимости приема дополнительного персонала, либо к отсутствию корректной информаций в самый неподходящий момент (смотри пункт 1).

3. Коммуникации «Проектный офис»-«Строительная площадка». Специфика строительства подразумевает удаленную работу на стройплощадках. Существующий порядок решения и обсуждения вопросов, возникающих в процессе строительства, как со стороны мастеров, так и со стороны производственно-технических служб и другихофисных служб – это довольно часто просто бесконечные звонки (можете проверить счета за мобильную связь мастеров на площадке и проектного офиса), либо бесконечные совещания, которые отбирают время всех участников и существенно снижают оперативность решений.


4. Подрядчики с разной квалификацией и возможностями. Реалии строительных проектов, к сожалению, подразумевают большого количества исполнителей работ с разной квалификацией возможностями с точки зрения информационных технологий. Сложные системы, которые требуют обучения, внедрения и расходов не подходят очень многим подрядчикам. Даже включение требований в контракты не поможет, будьте готовы руками делать работу за подрядчиков, собирая информацию со всеми проблемами, перечисленными выше. Не забывайте, что субподрядчики сами ведут учет информации для собственных нужд, у них есть свои системы и система генподрядчика  часто удваивает загрузку исполнителей работ.

5. Разнообразные IT решения. В целом можно говорить о различном составе программного обеспечения применяемым строителями. Это и системы управления проектами (MS Project, Primavera и т.д.), традиционное 1С, но в основном строительство – это мир Excel. Причем Excel довольно удобный и гибкий инструмент для составления отчетов, которым владеют почти все. Но ведение учета, какой-то структурированной базы данных, многопользовательская и мобильная работа и т.д. не сильная сторона Excel, трудоемкость и такой работы сильно возрастает.
2. Мастер и полевые службы должны оперировать в мобильном приложении структурированными данными, подготовленными и увязанными с учетными системами производственно-технических служб, проектного офиса и других служб.
3. Мобильное приложение мастера должно включать основной функционал, для выполнения каждодневных обязанностей:
- доступ к документации
- ежедневные отчеты о выполненных работах
- наличие и использование основных ресурсов: численность основных рабочих, машины и механизмы, материалы и т.д.
- технические запросы с площадки
- предписания по охране труда и качеству
- ведение табеля и т.д.
4. Интерфейс и функционал мобильных решений должен быть очень простой и интуитивно понятный, без необходимости долго обучения и внедрения.
5. Руководители проектов и директор строительной компании должны легко получать в мобильном приложении ключевые аналитические сводки прогресса по проекту, наличие ресурсов у подрядчиков и информацию о критических события на площадке, которые могут повлиять на ход проекта (например, инциденты по охране труда и качеству).Все данные от мастеров, субподрядчиков и полевых служб должны аккумулироваться в едином облачном решении, которое доступно из любого места. Оно должно позволять получать необходимую сводную и детальную
информацию для формирования отчетности всем проектным службам и интеграции с другими строительными системами.
Возьмите 15-минутную демонстрацию, чтобы улучшить свой бизнес